ДЕВИЗ 2019/2020 учебный год: «УКРЕПЛЕНИЕ БОЕВОГО ДУХА И ПОВЫШЕНИЕ БОЕВОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ – ЗАДАЧА КАЖДОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО!»

ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО–ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

в высших учебных заведениях

В нынешнее неспокойное время в связи с опасными ситуациями, происходящими в разных частях света актуальными задачами являются обеспечение безопасности страны, укрепление в обществе мира и сплочённости. По этим причинам задача постоянного развития и активизации военно-патриотического воспитания молодёжи с учётом имеющегося опыта и достигнутых положительных результатов, считается требованием времени. При этом имеет большое значение всестороннее повышение эффективности воспитания молодёжи в военно-патриотическом духе.

В этом направлении Концепция воспитания молодёжи в военно-патриотическом духе, является научно-методической основой в осуществлении поставленных задач на уровне требований сегодняшнего дня. Она направлена на цели повышения эффективности и активизацию работы по воспитанию молодёжи в военно-патрио­тическом духе, на ещё более активное привлечение в образовательные и воспитательные работы в этом направлении граждан нашей страны, государственные и негосударственные некоммерческие организации, также других институтов гражданского общества и внедрения в сознание молодёжи чувств патриотизма и мужества.

В соответствии с требованиями времени, на военной кафедре Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства при преподавании специальных дисциплин уделяется серьёзное внимание военно-патриотическому воспитанию студентов.

Задачи формирования и укрепления военно-патриотических качеств студентов входят в состав учебных задач занятий по военной подготовке. К ним относятся семинары, групповые упражнения и занятия, практические, тактико-строевые, тактические (тактико-специальные), а также различные внеучебные мероприятия. Особенности военно-патроитического воспитания в ВУЗе определяются содержанием и объемом учебных занятий, педагогическими, психологическими подходами, применяемой методикой преподавания. При этом самым важным аспектом являются средства военно-патриотического воспитания.

По нашим наблюдениям каждая тема занятий по военной подготовке  имеет своеобразные возможности осуществления военно-патриотического воспитания студентов. На этих занятиях происходит формирование, развитие, укрепление, обогащение, обновление военно-патриотических качеств студентов.

Процесс военно-патриотического воспитания имеет множество составляющих взаимосвязанных факторов, аспектов. Из них наиболее основными составляющими военно-патриотических качеств являются: духовность, нравственность, мировоззрение, любовь к Родине, народу, научные знания, профессиональные знания, умения и навыки, трудолюбие, воля, терпеливость, выдержка и др. Вместе с тем, своего рода обобщающими этих понятий являются чувства гордости, удовлетворенности, убежденности и формирующиеся на их основе качества, необходимые защитнику Родины: смелость, отвага, мужество, дух боевого товарищества и др. В процессе осуществления военно-патриотического воспитания необходимо обращать внимание на формирование, развитие и укрепление этих качеств.

Еще одним направлением этой работы является формирование духа боевого товарищества среди обучающихся. Главная особенность проявления боевого товарищества является становление определенных групп военнослужащих единомышленниками, имеющими общие цели, задачи также равные стремления, преданность общему делу. Черты настоящего боевого товарищества наиболее ярко выражаются во время боевых действий, во взаимовыручке в опасной для жизни ситуациях.

Военно-патриотическое воспитание имеет свое место на занятиях, например по строевой, тактической, огневой, физической подготовке, по темам изучения боевой техники, приемов выполнения различных боевых действий, ориентирование на местности, усвоению тактических знаний, навыков и др.

В военно-патриотическом воспитании студентов особое место занимает чтение. Через книги студенты получают достоверные знания, представления, впечатления, знакомятся с конкретными фактами, выводами, рекомендациями, которые служат их всестороннему развитию, что является необходимым фактором укрепления их военно-патриотических черт. Хорошим примером этому может служить изучение книги «Уложения Тимура», по которой проводятся повсеместно различные конкурсы, состязания и другие мероприятия.

Подполковник Т. ТЕШАБАЕВ, начальник цикла,

Д. КАРНИЛОВ, К. ТУРЛИБАЕВ преподаватели военной кафедры

Ташкентского института инженеров ирригации и

механизации сельского хозяйства

Информеры