ДЕВИЗ 2019/2020 учебный год: «УКРЕПЛЕНИЕ БОЕВОГО ДУХА И ПОВЫШЕНИЕ БОЕВОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ – ЗАДАЧА КАЖДОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО!»

ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС

Начиная с 70-х годов ХХ века, механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) получают массовое применение в военной сфере. Это привело к развитию мировой военно-промышленной науки и поднятию боеготовности передовых армий на качественно новый уровень. Передовой опыт США, РФ, КНР и ряда других стран по созданию нормативно-правовой и институциональной основы ГЧП, представляет стратегический интерес и для нацио­нальной армии Узбекистана.

За последние 10 лет в Великобритании реализовано порядка 66 различных проектов на 16 млрд. евро – от инфраструктуры бойца, до производства продукции военно-промышленного комплекса (ВПК).

В Германии был реализован крупный проект «Геркулес». Этот беспрецедентный 10-летний проект на 7 млрд. евро с участием компаний IBM и SUS для реализации проекта по оснащению бундесвера компьютерными технологиями и программным обеспечением.

В России совершенствование механизмов государственно-частного партнерства определено в качестве одного из важнейших условий развития оборонно-промышленного комплекса. При Военно-промышленной комиссии создан Совет, в который вошли более 100 представителей бизнеса и государственных структур.

В Китае, осуществляются меры по реформированию системы финансирования военной науки. Предполагается, что научно-технические достижения будут обеспечивать до 60% роста национальной экономики. При этом доля добавленной стоимости в сфере наукоемких услуг в нацио­нальном ВВП вырастет с нынешних 15,6% до 20%.

Министерство обороны Соединенных Штатов в части, касающейся применения ГЧП, передала большую часть государственных заводов и арсеналов боеприпасов под менедж­мент частным подрядчикам.

Существует несколько наиболее распространенных схем взаимодействия государства и бизнеса.

1. Схема «создание-владение-арен­да-передача» (на англ. Build-own-rent-tranfer). Функционирует путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

2. Модель передачи в аренду частному партнеру государственного имущества (предприятия) на определенный срок. Наиболее распространенная цель этого тандема – налаживание эффективной деятельности убыточного предприятия, вложения недостающих инвестиций и выпуск определенной продукции.

3. Схема «разработка-владение-управление-передача» (build-own-operate-transfer) подразумевает разработку предмета контракта, владение правом собственности на результат ИД с последующей передачей предмета контракта государственному партнеру (заказчику).

С учетом вышеизложенного, а также специфического характера оборонной сферы нашей страны, представляется возможным предложить для рассмотрения следующие рекомендации по применению механизмов ГЧП в оборонной сфере Республики Узбекистан.

Прежде всего, в проект Закона РУ «О государственно-частном партнерстве» необходимо внести отдельную главу – «Государственно-частное партнерство в оборонной сфере», в которой закрепить, что:

– «государственно-частное парт­нерство в оборонной сфере - отношения публичного и частного партнеров в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашений о государственно-частном партнерстве, а также иных механизмов взаимодействия публичного (государство) и частного (бизнес) секторов в сфере ОПК в рамках действующего законодательства»;

– «цель ГЧП в оборонной сфере – повышения эффективности использования средств государственного бюджета и активов предприятий оборонно-промышленного комплекса, совместной разработки и реализации инвестиционных и инновационных проектов, совершенствования управления и информационно-аналитического обеспечения в сфере ОПК, налаживания трансферта технологий и комплексного развития военного и гражданского сектора научно-промышленного комплекса Республики Узбекистан».

– «с учетом специфики сферы обороны государства, государственно-частное партнерство в оборонной сфере Узбекистана осуществляется Государственным комитетом по оборонной промышленности Респуб­лики Узбекистан»;

В целях предотвращения правовых коллизий, представляется целесообразным указать возможность использования механизмов государственно-частного партнерства при модернизации оборонно-промышленного комплекса, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); подготовке кадров; изготовлении экипировки, амуниции и легкобронированной автотранспортной техники; логистике, а также продовольственном обеспечении.

При разработке государственной политики в области применения государственно-частного партнерства в военной сфере, представляется необходимым создание Единой автоматизированной информационной системы учета результатов интеллектуальной деятельности (ЕАИС учета РИД). Это позволит сократить процесс выявления повторных изысканий в военной сфере, а также предотвратить судебные разбирательства по правам на интеллектуальную собственность национальных и зарубежных ученых.

Бобурхон ЗИЯМОВ, независимый соискатель

 

Информеры